Твоя школа йоги – это бизнес?
Да, другого источника дохода нет. Центр мы вместе с женой открыли в 2011 году. До этого моя профессиональная деятельность была связана со строительством. Я закончил стройфак и работал в этой сфере 12 лет. Йогой я начал заниматься в 2003 году. То есть у меня шло параллельное погружение в практику. В итоге я реализовал своё хобби в профессиональную деятельность.
Совершенно разные сферы: строительство и йога. Как именно ты решился на то, чтобы твоё хобби стало работой?
Я просто понял, что то, чем занимался, перестало приносить удовольствие. Когда я начал работать, то узнавал что-то новое, изучал. Но проработав 10-12 лет, уже выработался. Эта частая проблема, особенно сейчас у молодых людей. Им не нравится то, чем они занимаются. Но при этом они не знают, на что это поменять. У меня так получилось, что к тому моменту, когда я понял, что устал от строительства, я стал готов заниматься йогой профессионально. То есть преподавать и организовывать студию.
Я так понимаю, что ты пошел на серьезное снижение доходов…
Да, доход снизился. Это естественно, потому что в строительстве – больше денег. Я работал руководителем проектов. Последним объектом, который мы строили, был цех Первоуральского новотрубного завода. Смета там на миллионы, десятки миллионов. Когда ты уходишь в такой бизнес, как йога, цифры падают в разы. Сначала испытываешь дискомфорт, но потом привыкаешь. Особенно, когда занимаешься йогой. Это тоже некий способ принятия. Когда у тебя есть любимое дело, то всё нивелируется.
Но всё равно перестроиться сначала было, наверное, непросто…
Нужно время, может быть, полгода. Перестраиваешься на такой режим, что ты уже не получаешь зарплату, не приходишь каждый месяц в кассу. И начинаешь понимать, что финансовый результат бизнеса зависит только от тебя. Какое-то время я адаптировался, зато потом это дало бонусы значительно большие, нежели работа на кого-то.
У тебя большая команда? Ты, твоя жена, кто еще?
Мы с женой руководители. У нас работают еще администраторы, управляющий, преподаватели.
Сколько у вас клиентов, учеников?
Сложно сказать, так как люди приходят и уходят. Есть школы, куда ученики приходят и занимаются там десятилетиями. У нас обучение выстроено немного иначе. Я считаю, что человек должен получать разный опыт и учиться у разных людей. Если у него есть возможность позаниматься здесь, а потом пойти в другое место, получить там опыт, то тогда его опыт будет расти в геометрической прогрессии. И человек будет развиваться. Мы идём по такому пути: не привязываем никого, а даем ему возможность развиваться. Получил знания, практикуй и переводи их в навыки. Сейчас ты так тело чувствуешь, прошёл обучение, ты уже его стал понимать и чувствовать по-другому. Можешь либо дальше у нас заниматься, либо пойти туда, где тебе больше нравится.
В последнее время здоровый образ жизни – это модная тема. Все занимаются бегом, йогой. Появляется много студий йоги. Чем, во-первых, твоя отличается от остальных, и как выбрать правильную? Как не натолкнуться на дилетантов?
Сложный вопрос, как не наткнуться на дилетантов. Если человек не обременен морально-нравственными принципами, он будет открывать публичные дома, потому что это дает деньги. Как говорится, деньги не пахнут. В йоге есть что-то такое же. Эксплуатируется тема, которая приносит средства, и не важно, что человек при этом может терять здоровье, травмироваться.
Все зависит от того, какие вы ставите цели перед практикой йоги. Если цель похудеть, вы найдете именно такую практику, и йога будет такие задачи решать. Если цель найти ответы на философские вопросы, то и практика будет другой.
Мы идём больше в глубину, назвали наш центр «Дом». Для нас «Дом», семья – это концепт, через который человек может реализоваться сам в жизни и реализовать все свои идеи. Нам важно, чтобы человек, который к нам пришёл, ощутил бы себя как дома. Его встречают, ему улыбаются, его угощают чаем, ему рады, мы создаём эту атмосферу домашности. Уют – это важный момент. Кроме того, мы постоянно работаем над своим профессиональным уровнем. Хотим, чтобы человек, который пришёл к нам, получил те знания, которые ему реально помогут решить его текущую проблему.
Как ты сам узнаёшь что-то новое о йоге? Ты читаешь какие-то труды, изучаешь материалы? Сам ходишь на обучения других мастеров?
Когда человек сам начинает заниматься йогой, то начинается его путь исследователя. Тогда он сам начинает понимать, как работает тело, как работает сознание, как это всё связано, нарабатывать свой собственный опыт. Я, конечно, посещаю различные семинары. Если раньше мог сходить на три-четыре в год и особо не задумываться по поводу того, кто их ведёт, то сейчас мой опыт в течение 12-13 лет позволяет сузить выбор. Сейчас большое внимание уделяю тому, к кому иду и зачем. Прежде чем выбрать мастера, узнаю о нем как можно больше, чем он занимается, как живет, и самое важное – узнать, как то, чему он учит, реализовалось в его собственном опыте.
В йоге появляется что-то новое?
Да, потому что меняются люди. Ученики, которые были, например, в девяностых годах – это одни люди…
Это зависит от тех людей, которые приходят?
Йога строится от людей. Меняются люди, а соответственно, подходы к ним должны быть разные. Если мы будем транслировать один и тот же подход, то эффект будет нулевой. Более того, он будет негативный. Поэтому каждой группе требуется свой подход. Придут коворкеры, их можно одному учить. Придёт работяга, который целый день физически работает, ему нужна другая йога. Придёт человек, у которого физическая активность на нуле, с ним нужно совсем с другого начинать и т.д..
Чем быстрее меняется информационное поле, тем больше человек нагружается, потому что скорость информации растет. Раньше ты сидел на проводном телефоне, и тебе звонили два раза в день. Можно было уйти, и всё – уже никому не дозвониться. За двадцать лет информационная нагрузка увеличилась в разы: теперь нужно отвечать по телефону, в интернете, плюс информационный поток с телевидения, радио, реклама на улице.. Это выражается совсем в другой стрессовой нагрузке. Если давать такую же практику, как 20 лет назад, то эффект будет маленький или не будет совсем. Остаются какие-то базовые принципы и философия, но подход меняется.
Базовые принципы йоги – это какие?
Есть классические трактаты йоги, на которые я опираюсь и понимаю, правильно иду или нет. Тексту Йога сутры – две с половиной тысячи лет. Когда его читаю, перечитываю, то коррелирую свой опыт с тем, что написано, и могу понимать – далеки ли результаты моей практики от того, что здесь написано.
Базовый принцип йоги для современного человека – прими себя таким, какой ты есть. Когда мы начинаем практиковать йогу, то обнаруживаем, что не принимаем себя на уровне тела. Если я не понимаю себя на уровне тела, то я не принимаю себя и на уровне сознания, так как тело является проекцией нашего сознания и наоборот.
Но это ведь не только в теле. И, следовательно, в сознании такая же концепция. Если ты принял себя, если полюбил себя, то это ты и будешь транслировать в этот мир. И это будет искренне, чисто, не поддельно. Потому что когда мы начинаем менять себя, а не обстоятельства или людей вокруг нас, тогда наша жизнь начинает наполняться чудесами и радостью. И еще нужно знать такую вещь, что одна из целей практики йоги – это быть счастливым человеком.
Почему ты выбрал такой способ работы, как коворкинг? Почему не офис, в студии ты мог бы работать ведь?
Когда я закончил строительный бизнес, то решил, что теперь я от компьютера свободен. Но это было заблуждение. Работать за ним пришлось ещё больше, потому что реклама, информация требуют времени и компьютерной работы. Два года я работал дома. Но когда человек трудится дома, грань работа-дом стирается. Непонятно, ты дома или ты еще на работе. Нет никакой смены деятельности. А человек счастлив, когда есть перемена деятельности. Кроме того, работая дома, очень сильно падает уровень наработки связей и контактов. Ты общаешься с одним и тем же количеством людей через интернет, а мне нужно работать с дизайнером, с программистом. И вот однажды я узнал про коворкинг.
Когда это произошло?
Через полгода, как он открылся. Когда я сюда заехал, место само по себе впечатлило меня своим дизайном. Видно было, что сделано со вкусом. Я понял, что всё здесь эргономично. И место, где располагается коворкинг, удобное и красивое – центр города на Плотинке. Мне захотелось тут работать. И я еще и потребность в связях удовлетворил. Когда находишься в пространстве коворкинга, ты начинаешь решать текущие вопросы. Ты чем занимаешься? Программист? Слушай, подскажи вот это. Тебе рассказывают. Потом к тебе люди подходят. Ты же йогой занимаешься? Слушай, а как вот это сделать? И происходит такой информационный бартер.
Сколько у нас вообще в Екатеринбурге школ йоги?
15, может быть, 20. Я не думаю, что больше.
А сколько людей у нас занимаются йогой?
Подсчитать очень сложно. Но мой прогноз такой: люди даже, может быть, не столько хотят, сколько им придётся идти в этом направлении. К сожалению, в медицине часто встречается такой подход: болит сустав — отрезали, поставили железный. Пришёл простуженный – получи антибиотики. Но люди интуитивно не хотят так жить и начинают искать естественные способы выздоровления. Тенденция сейчас такая, что чем больше человек сидит за компьютером, тем больше у него будет проблем с опорно-двигательным аппаратом. Это связано с отсутствием движения. Как ты думаешь, на сколько процентов по своему геному мы отличаемся от обезьяны?
Не намного, по-моему…
На два процента. Это говорит о том, что на 98 процентов мы обезьяны. А ты видел обезьяну, которая сидит целый день за компьютером? Она умрет через неделю. Обезьяна на воле все время двигается и за счёт этого и живёт. И вот те два процента, которые нас обременяют, это наше сознание, разум – им мы придаём значение ста процентов, а телу мы придаём минимальное. Хотя по природе всё устроено по-другому. Мы просто взяли и поменяли местами приоритеты. Отдали сознанию 98, а телу только два процента. У тела нет выбора, оно подчиняется нашим решениям. Не хочешь двигаться, не хочешь жить? Значит, получай головные боли, сколиоз, проблемы с поясницей, с позвоночником, сердцем и так далее. У человека два выбора: либо двигаться в сторону естественного оздоровления, либо подсаживаться на таблетки. Главное отличие в том, что один способ работает с причиной, а другой лечит следствие.